Как создавалась классика? Ромеро и «Ночь живых мертвецов»

У каждого поколения своя классика. Возьмем, к примеру, кино. Есть классика махровая — Эйзенштейн, Бунюэль, Ренуар. Про них все заинтересованные люди слышали, но мало кто видел. Махровых классиков любят цитировать пофамильно в том случае, когда спор заходит в тупиковую фазу. Мол, вы, месье, дурак, ибо ни черта не смыслите в скрытом подтексте «Андалузского пса».

Есть классика «посвежее», однако спросите нынешнюю молодежь, знают ли они фильмы Годара, Моничелли, Казана или Бертолуччи? И что, по их мнению, считается классикой кино сегодня? В ответ вы в лучшем случае услышите что-нибудь о «Криминальном чтиве», «Индиане Джонсе», «Звездных войнах» и «Крестном отце». Как говорится, кому классика — это Моцарт и Бетховен, а кому — Майкл Джексон и Ван Хален. И те, и другие по-своему правы.

Однако ни у кого нет сомнений, что главным классическим фильмом о зомби и прародителем жанра в том виде, в котором он существует и поныне, является американец Джордж А. Ромеро. Его первый полнометражный фильм под названием «Ночь живых мертвецов», вышедший в 1968 году, считается квинтэссенцией «зомбятников», а сам Ромеро — культовой личностью и одним из самых известных хоррормейкеров за всю историю мирового кино.

…Представьте себе. Погожий летний вечер. Тихий пригород. Еще более тихое кладбище, куда в конце дня приезжают брат с сестрой, чтобы навестить могилку усопшего дедули. Не успели Джонни и Барбра приладить свежий веночек, как на горизонте показался… нет, не дедуля, а странный субъект в потасканном костюме. Мужчина явно тревожной внешности вальяжной походкой направился к парочке, однако вместо привычного «здрасти» и полагающихся соболезнований без раздумий вцепился в Барбру. Братец, подоспевший на подмогу, оказался не в состоянии справиться с незнакомцем и немножко умер, оставив сестру в гордом одиночестве.

Теряя обувь и разум, Барбра бросилась наутек и сумела укрыться от погони в заброшенном доме. Туда же, спустя некоторое время, прибыл и Бен, ставший объектом преследования странных людей. «Люди» эти окружили сельскую постройку, не спеша однако вламываться внутрь и давая возможность невольным компаньонам по несчастью забаррикадироваться. Из радионовостей Бен, Барбра и те люди, что сидели в подвале, узнают о том, что по всей стране объявлено чрезвычайное положение в связи с нашествием «мертвых людей, встающих из могил».

Им бы день простоять да ночь продержаться, но окрыленные известием о якобы организованных лагерях спасения, заложники хибары решили прорваться сквозь кордоны мертвецов. Увы, несмотря на медлительность и заторможенность, монстры сильны числом и способны не только убивать, но и передавать свое проклятье через укус…

Будем откровенны, ничто не предвещало Ромеро и его творению успех. Мало того, сам начинающий киношник отнюдь не собирался стать первопроходцем, а просто мечтал снять что-нибудь свое, желательно с фантастическим уклоном. В первом варианте сценария фильм вообще мог стать подростковой комедией, но вдохновленный книгой Ричарда Мэтсона «Я — легенда» (1954) Ромеро продолжал переписывать текст до тех пор, пока тот не обрел вид всем известного хоррора. Сам писатель, чей роман непосредственно экранизировался трижды, включая всем известную картину с участием Уилла Смита, отнесся к «голубому воришке» Ромеро равнодушно и «Ночь живых мертвецов» счел «забавной, но необязательной» интерпретацией своего произведения.

История знавала случаи, когда ужастики и с гораздо меньшим бюджетом умудрялись собирать миллионы. Однако не кассовые сборы составляют истинную ценность опуса Ромеро, тем более что сам режиссер, не искушенный в вопросах проката, практически остался без прибыли. Скорее наоборот, перманентный финансовый голод заставлял авторов идти на всевозможные ухищрения. Лента снималась в черно-белом цвете, кровь в кадре успешно заменял шоколадный сироп, а человеческие останки, с аппетитом поедаемые зомби, прикупались в мясной лавке. Не имея возможности создавать реалистичный грим, создатели игрались с пудрой и воском, однако в большинстве своем монстры выглядят как обычные, пускай и неестественно бледные люди.

С кастингом тоже все было неоднозначно. На роль Барбры взяли начинающую актрису Джудит О’Ди, которая большую часть фильма вызывающе молчит и вынуждена изображать психическое расстройство. Что впрочем неудивительно, учитывая, с чем бедной девушке пришлось столкнуться. А вот выбор на главную роль афроамериканца Дуэйна Джонса и вовсе вызвал у критиков приступ паники. Для конца шестидесятых сие попахивало провокацией и неполиткорректностью, хотя сам Ромеро позднее объяснял, что Джонс просто лучше других проявил себя на пробах. Что касается ролей зомби (кстати, само слово «зомби» в фильме не упоминается в принципе), то их на экране воплощали родственники и знакомые, а также совершенно посторонние люди из числа местных жителей, решивших поучаствовать в съемках из любопытства.

Премьера фильма в октябре 1968-го прошла со скандалом. Непредупрежденные зрители (картина на тот момент не имела официального рейтинга) пришли на сеанс с детьми. В то время фильмы ужасов были отнюдь не столь кровожадными. Посему аудитория находилась в легком шоке, а газетчики бросились смаковать реакцию публики, обвиняя всех подряд, начиная с авторов и заканчивая владельцами кинотеатров.

Прошло время, и критики сменили гнев на милость. Картина завоевала несколько тематических наград на различных кинофорумах, что вкупе с полученной выручкой позволило Ромеро и компании глядеть в будущее с оптимизмом. Картина как-то незаметно перешла в ранг классики жанра и сегодня закономерно включается киноведами в различные списки знаковых кинокартин шестидесятых. Ромеро был первым, но кто считается с пионерами? Его идеи были растасканы коллегами буквально по кадрам. Полчища подражателей стали оккупировать экраны похожими опусами, да и сам режиссер, единожды попав в колею, так из нее выбраться и не смог.

«Ночь живых мертвецов» дважды реанимировалась. Первый опыт реинкарнации случился в 1990-м. У руля проекта встал Том Савини, актер и специалист по эффектам, который, между прочим, планировался Ромеро на должность гримера в оригинале 1968-го. Тогда Савини, получивший путевку во Вьетнам, не сумел помочь товарищу, а теперь вот осовременил ленту своим ремейком. В его фильме была изменена концовка, да и спецэффекты оказались явно пободрее. Главная роль досталась также афроамериканцу, Тони Тодду, позднее участвовавшему в ужастиках «Кэндимен» и «Пункт назначения». В 2006-м также вышел «трехмерный» вариант, однако он позаимствовал у ромеровского шедевра лишь название, но не сюжет.

Критики долго и нудно выискивали в «Ночи живых мертвецов» скрытый социальный подтекст. Активно обсуждались вопросы расизма, социального неравенства и войны во Вьетнаме. Однако сам Ромеро признавался, что снимал, в первую очередь, развлекательное кино (чего не скажешь о концовке фильма), а не старался всколыхнуть общественность. В конце концов это были шестидесятые, и все подсознательно стремились заточить сюжет под некий протестный месседж.


11:34 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Душ для души

Душ для души

   Можно ли придать, в общем-то, обычному санузлу совершенно нестандартный вид? Сделать его просторным, стильным - и при этом без сюрреалистического нагромождения труб, бортиков, ванны? Таки...
Здоровье без лекарств.

Здоровье без лекарств.

Можно ли избавиться от болезней, не пичкая себя таблетками и микстурами? Современная медицина утверждает, что можно. Об удивительной методике исцеления музыкой мы побеседовали с ее изобретателем Рушел...
Ниалл Девять Заложников. Чем он прославился в XXI веке?

Ниалл Девять Заложников. Чем он ...

«Ниалл Девяти Заложников сжимал в руке чарку эля, такого, который он не дал бы у себя дома лакать даже свиньям, если бы королям пристало держать свиней«… (Роман «Да...
Интернет-магазины. Стоит ли ими пользоваться?

Интернет-магазины. Стоит ли ими ...

Интернет-магазины довольно быстро завоевали популярность. Мы заказываем там уже практически всё, начиная от сувениров, техники, одежды, запчастей и заканчивая продуктами. Такие магазины имеют много пр...
Вкусные рецепты: ВИШНЁВЫЙ СУП, Персики, Желе "Гаспаччо"

Вкусные рецепты: ВИШНЁВЫЙ СУП, П...

ВИШНЁВЫЙ СУПРис сварить откидным способом(в большом количестве воды, а когда готов откинуть на дуршлаг). Крахмал развести в 0,5л холодной воды Довести до кипения 2л. воды,добавить сахар, вишни и разве...
Запчасти на авто в Челябинске: где купить?

Запчасти на авто в Челябинске: г...

Хозяину иномарки не нужно объяснять, насколько важно правильно выбрать запчасть для автомобиля при его поломке. В настоящий момент на рынке запчастей для автомобиля в Челябинске, да и в других региона...
Авто и МотоЕда, рецептыФлора и фаунаКультура, искусство, историяРабота и карьераКомпьютеры и ИнтернетОбустройство бытаОбучениеДом и семьяКрасота и здоровьеИнтимная жизнь
Познавательное:

О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный перечень познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск необходимой информации будет занимать у вас считанные секунды.