Как это было? Как я в ПТУ преподавала

Не знаю, как теперь обстоит дело с трудоустройством выпускников вузов и существует ли сейчас где-нибудь такое понятие, как распределение. То есть: обязанность выпускника несколько лет проработать там, куда пошлют после выпуска. А в древние времена это был предмет нешуточных страстей. Даже в кино отражен — «Две судьбы», кажется, про нехорошую девушку, которая не хотела никуда ехать из Ленинграда, и еще один, забыла название, тоже про нехорошую девушку, которая тоже не хотела и даже для этого вышла замуж по расчету за молодого Кадочникова, но пришлось-таки ей поехать, и она даже там прижилась и полюбила труд. Хотя, по-моему, за молодого Кадочникова можно было и без расчета выйти, но режиссеру виднее.

Обычно к концу пятого курса начиналась лихорадка — кто замуж срочно выходил, кто добывал на себя требование с желаемого предприятия, а кто запасался справками о родителях, требующих неотлучного присмотра. Остальные ехали куда скажут и там бедовали, стараясь получить «открепление», что часто и удавалось. Если оказывалось, что присланный молодой специалист на том предприятии вовсе и не нужен и для них он — одна забота и хлопоты: куда его деть, к какому делу приставить, чтобы он ничего не напортил и под ногами не путался?

Вот и мне хоть и удалось избежать работы в школе, но все же совсем без преподавания я не осталась. Получила распределение не в район куда-нибудь, а прямо-таки в Одессе: преподавать математику в ПТУ. Хотя у нас преподавание было отнюдь не главной специальностью, педагогику мы проходили очень обзорно, для галочки, ведь главная наша специализация была — классическая математика. У меня, например, был диплом по теории чисел — весьма, весьма далекая от преподавания в школе умственная материя. А ПТУ оказалось «металлическим».

Вот сейчас правдолюбцы и поучатели скажут: ага, государство ее учило, учило, а она не хотела долг отдать и трудиться там, где она нужна! Дело в том, что мы, выпускники университета, в том ПТУ совершенно не были нужны. Никто нам не был рад: у них были свои учителя, опытные в обращении с тем специфическим контингентом, они сидели на насиженном месте и совершенно не жаждали делиться с нами урочными часами и ставками. Но им сказали: надо. И нам сказали: надо. Кому надо? Надо, и все. Положено, вот и идите куда положено. И мы пошли.

ПТУ — это даже не школа, это профессионально-техническое училище. Были разные — хуже, лучше. Зависело от специальности. Мне досталось из худших: там готовили токарей на завод, и школы спихивали туда всех, кого до 8 класса включительно не удалось научить читать и писать.

Думаете, я опять очерняю? Ничего подобного. Несколько парней у меня в классах в самом деле не умели писать. Читать, наверное, тоже не умели — они не пробовали. Я уж не говорю о такой высшей математике, как таблица умножения… Ну не знали они ее! А уж насчет отрицательных чисел и заикаться не стоило… А в программе обучения оных молодых порослей у меня на минуточку значилось: производная. Интеграл. Стереометрия. Не я же им такую программу выдумала — академик Колмогоров постарался. Он там у себя в академии наук никогда живого петеушника не видел, и думал, что все дети такие, как в физико-математической школе при МГУ.

Им бы, конечно, если их научить писать и считать, можно было кое-что преподать — живую, практическую математику, которая была бы понятна и могла бы им пригодиться: нормальную простую геометрию, нормальные задачи про три трубы и купца с метрами ткани. Но не было этого, а было восемнадцать теорем про взаимное расположение прямой и плоскости, двух плоскостей и прямой, двух прямых и одной плоскости — то есть совершенно мертвый, ненужный и поэтому непостижимый для них материал…

Да и багаж, вынесенный ими из школы, был ужасен. Мало того, что их там ничему не научили, но они были там париями, изгоями и мальчиками для битья. Их в школах постоянно клевали, шпыняли и ругали за то, что не смогли ни научить, ни заинтересовать, им внушили ненависть к учебе, им твердили что они тупы, их пугали этим самым ПТУ, и в конце концов туда и выбросили. Как брак. Какое у них могло быть отношение к учебе в ПТУ, сами подумайте? Не бином Ньютона догадаться.

Понятно, что отношение к учебе у будущих токарей и слесарей было однозначное: «зуда». Ну не нужно им оно! Им и занятия по профессии-то не сильно были нужны, а уж эти ваши математики, физики… литературы всякие… Все равно ж тройку поставите, — говорили они спокойно. А и верно, поставим — ведь образование-то у нас всеобщее, выгонять из ПТУ некуда, оттуда было только два пути — на завод или в тюрьму (колонию). В колонию вроде бы не за что, а на завод они и так попадут, учись-не учись. Они и не учились.

Они в самом деле не знали таблицу умножения, а деление в столбик было вообще непредставимо. И тут я — с производной и интегралом. Ну? Естественно, у меня ничего не получалось, да и не могло получиться. Постепенно я осмотрелась: а что делают другие, опытные учителя? Все как-то выходили из положения. У кого-то в кабинете стоял телевизор — будете сидеть тихо, включу футбол… Кто-то давал им выучить наизусть какие-то понятные фрагменты. Кто-то еще как-то занимал. Но в математике нет ничего, что надо было бы выучить наизусть, а телевизора в кабинете у меня не было. Фокусы показывать я тоже не умею.

Отклонение от программы было совершенно запрещено, и мои попытки изменить хоть что-то в этой страшной программе привели к тому, что пришлось переписать весь школьный журнал за год — в соответствии с программой. То есть фактически нас заставили приписать уроки, которых не было, а иначе был бы феерический скандал… Отклонилась от программы я невольно: с половины уроков-то этих ребяток забирали на разные хозработы. А в оставшейся половине я пыталась им что-то упрощенное втолковать. И в журнале писала все, как было. А надо было писать как надо: будто все уроки были, в том числе и те, которых не было. И что они прошли и выучили то, чего не проходили и не выучили — чего я по молодости не сразу осознала. Но мне убедительно объяснили.

Нет, что-то я, конечно, заставляла их записывать, что-то потихоньку решать, объясняла… задавала какие-то понятные им задачи. Как-то существовала. В основном они, конечно тихо (или не тихо) бездельничали, что не шло на пользу ни им, ни мне. Например, они разрисовывали парты, а меня за это гнобила завучиха. «Раз они рисуют, значит им нечего делать на уроке» — бранилась она. Конечно нечего — ведь им вчера сказали, что будет труд, а сегодня вдруг поставили математику. Тетрадей и учебников у них, естественно, с собой нет — я им что-то рассказываю, а они парты пачкают… Так продолжалось до тех пор, пока проверяющий из городского управления не заглянул в ее собственный кабинет, где и обнаружил на парте рельефно вырезанное ножичком высокохудожественное панно, в мелких деталях изображавшее половой акт между вороной и обезьяной. Был шумный скандал, но от меня она отцепилась.

Как-то я наткнулась на пачку проверенных контрольных по физике. Физик тоже попал туда по распределению, молодой, неглупый. Тема контрольной была — путь и перемещение. Я представила себе, сколько раз он объяснял им разницу, толковал — что такое путь и чем он отличается от перемещения. Во всех листках без исключения было слово в слово одинаково написано: путь — это когда кто-то куда-то идет, а перемещение это например с места на место передвинули стуло. Вот так вот это стуло и фигурировало решительно во всех контрольных…

Иногда к нам заглядывали родители и спрашивали, как дела. Желание пожаловаться на отдельных дебоширов и нарушителей у меня было — хулиганили они изрядно. Но сила этого желания была пропорциональна квадрату расстояния до родителя — от них настолько благоухало сивушными маслами, что когда они приближались, хотелось запустить в них соленым огурцом и убежать. А не вести педагогические беседы. Или не поймет ничего этот родитель, или поймет да еще убьет парнишку… некому было жаловаться.

Вот так мы с ними год и мучались, как-то существовали, как-то мирились. Им нужна была тройка в табеле, мне — отработать и уйти. Больше я педагогом не работала, и это счастье и для меня и для человечества. _____________________________________________________________________ Примечание для особо горячих голов: это не диссертация по состоянию профтехобразования в СССР, здесь говорится об одном отдельно взятом слесарном ПТУ конкретно в 1980 году. Если у кого-то все было иначе и он точно знает, что было не так и как именно не так — пишите заметочки, пишите, мы почитаем.

Из множества маленьких фрагментиков и складывается большая мозаика истории.


22:21 11.06.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Древесные плиты

Древесные плиты

Сегодня красивая мебель может быть изготовлена не только из натурального дерева. Для ее производства используют также древесные плиты. Применение данного материала распространяется на многие современн...
Благотворительная помощь талантливым детям

Благотворительная помощь талантл...

Детскому дому №4 в городе Омске в этом году исполняется 30 лет. Сложно сказать много это или мало, но главное, что за этот период преданные своей работе сотрудники детского дома смогли много доби...
Канцелярские принадлежности

Канцелярские принадлежности

Что такое канцтовары великолепно знает каждый человек. Канцелярские товары возле нас всю нашу жизнь. Мы рисуем в детстве, учимся писать, обучаемся в школе и ВУЗе, используем канцтовары на работе, рису...
Что такое криптозоология?

Что такое криптозоология?

Их много. Жадными глазами следят они за человеком из своих убежищ. Но увидеть их самих удается лишь немногим. Кто они, эти таинственные животные — выжившие реликты или абсолютно новые формы...
Изменения во взглядах

Изменения во взглядах

Припоминаю одну девушку, которая рассказала мне, что в школе она чувствовала себя очень неуверенно, не верила в свои силы. К школе пошла на год раньше, чем другие, и это, по ее словам, существенным об...
Любить или быть любимой - что лучше?

Любить или быть любимой - что лу...

«Любить иных тяжелый крест…» Существует такое мнение, что в паре один человек любит, а другой всего лишь позволяет себя любить. Но разве не могут два человека любить друг друга один...
Авто и МотоЕда, рецептыФлора и фаунаКультура, искусство, историяРабота и карьераКомпьютеры и ИнтернетОбустройство бытаОбучениеДом и семьяКрасота и здоровьеИнтимная жизнь
Может заинтересовать:

Новости развития информационнного портала:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный перечень познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск необходимой информации будет занимать у вас считанные секунды.