Как это было? Как я в ПТУ преподавала

Не знаю, как теперь обстоит дело с трудоустройством выпускников вузов и существует ли сейчас где-нибудь такое понятие, как распределение. То есть: обязанность выпускника несколько лет проработать там, куда пошлют после выпуска. А в древние времена это был предмет нешуточных страстей. Даже в кино отражен — «Две судьбы», кажется, про нехорошую девушку, которая не хотела никуда ехать из Ленинграда, и еще один, забыла название, тоже про нехорошую девушку, которая тоже не хотела и даже для этого вышла замуж по расчету за молодого Кадочникова, но пришлось-таки ей поехать, и она даже там прижилась и полюбила труд. Хотя, по-моему, за молодого Кадочникова можно было и без расчета выйти, но режиссеру виднее.

Обычно к концу пятого курса начиналась лихорадка — кто замуж срочно выходил, кто добывал на себя требование с желаемого предприятия, а кто запасался справками о родителях, требующих неотлучного присмотра. Остальные ехали куда скажут и там бедовали, стараясь получить «открепление», что часто и удавалось. Если оказывалось, что присланный молодой специалист на том предприятии вовсе и не нужен и для них он — одна забота и хлопоты: куда его деть, к какому делу приставить, чтобы он ничего не напортил и под ногами не путался?

Вот и мне хоть и удалось избежать работы в школе, но все же совсем без преподавания я не осталась. Получила распределение не в район куда-нибудь, а прямо-таки в Одессе: преподавать математику в ПТУ. Хотя у нас преподавание было отнюдь не главной специальностью, педагогику мы проходили очень обзорно, для галочки, ведь главная наша специализация была — классическая математика. У меня, например, был диплом по теории чисел — весьма, весьма далекая от преподавания в школе умственная материя. А ПТУ оказалось «металлическим».

Вот сейчас правдолюбцы и поучатели скажут: ага, государство ее учило, учило, а она не хотела долг отдать и трудиться там, где она нужна! Дело в том, что мы, выпускники университета, в том ПТУ совершенно не были нужны. Никто нам не был рад: у них были свои учителя, опытные в обращении с тем специфическим контингентом, они сидели на насиженном месте и совершенно не жаждали делиться с нами урочными часами и ставками. Но им сказали: надо. И нам сказали: надо. Кому надо? Надо, и все. Положено, вот и идите куда положено. И мы пошли.

ПТУ — это даже не школа, это профессионально-техническое училище. Были разные — хуже, лучше. Зависело от специальности. Мне досталось из худших: там готовили токарей на завод, и школы спихивали туда всех, кого до 8 класса включительно не удалось научить читать и писать.

Думаете, я опять очерняю? Ничего подобного. Несколько парней у меня в классах в самом деле не умели писать. Читать, наверное, тоже не умели — они не пробовали. Я уж не говорю о такой высшей математике, как таблица умножения… Ну не знали они ее! А уж насчет отрицательных чисел и заикаться не стоило… А в программе обучения оных молодых порослей у меня на минуточку значилось: производная. Интеграл. Стереометрия. Не я же им такую программу выдумала — академик Колмогоров постарался. Он там у себя в академии наук никогда живого петеушника не видел, и думал, что все дети такие, как в физико-математической школе при МГУ.

Им бы, конечно, если их научить писать и считать, можно было кое-что преподать — живую, практическую математику, которая была бы понятна и могла бы им пригодиться: нормальную простую геометрию, нормальные задачи про три трубы и купца с метрами ткани. Но не было этого, а было восемнадцать теорем про взаимное расположение прямой и плоскости, двух плоскостей и прямой, двух прямых и одной плоскости — то есть совершенно мертвый, ненужный и поэтому непостижимый для них материал…

Да и багаж, вынесенный ими из школы, был ужасен. Мало того, что их там ничему не научили, но они были там париями, изгоями и мальчиками для битья. Их в школах постоянно клевали, шпыняли и ругали за то, что не смогли ни научить, ни заинтересовать, им внушили ненависть к учебе, им твердили что они тупы, их пугали этим самым ПТУ, и в конце концов туда и выбросили. Как брак. Какое у них могло быть отношение к учебе в ПТУ, сами подумайте? Не бином Ньютона догадаться.

Понятно, что отношение к учебе у будущих токарей и слесарей было однозначное: «зуда». Ну не нужно им оно! Им и занятия по профессии-то не сильно были нужны, а уж эти ваши математики, физики… литературы всякие… Все равно ж тройку поставите, — говорили они спокойно. А и верно, поставим — ведь образование-то у нас всеобщее, выгонять из ПТУ некуда, оттуда было только два пути — на завод или в тюрьму (колонию). В колонию вроде бы не за что, а на завод они и так попадут, учись-не учись. Они и не учились.

Они в самом деле не знали таблицу умножения, а деление в столбик было вообще непредставимо. И тут я — с производной и интегралом. Ну? Естественно, у меня ничего не получалось, да и не могло получиться. Постепенно я осмотрелась: а что делают другие, опытные учителя? Все как-то выходили из положения. У кого-то в кабинете стоял телевизор — будете сидеть тихо, включу футбол… Кто-то давал им выучить наизусть какие-то понятные фрагменты. Кто-то еще как-то занимал. Но в математике нет ничего, что надо было бы выучить наизусть, а телевизора в кабинете у меня не было. Фокусы показывать я тоже не умею.

Отклонение от программы было совершенно запрещено, и мои попытки изменить хоть что-то в этой страшной программе привели к тому, что пришлось переписать весь школьный журнал за год — в соответствии с программой. То есть фактически нас заставили приписать уроки, которых не было, а иначе был бы феерический скандал… Отклонилась от программы я невольно: с половины уроков-то этих ребяток забирали на разные хозработы. А в оставшейся половине я пыталась им что-то упрощенное втолковать. И в журнале писала все, как было. А надо было писать как надо: будто все уроки были, в том числе и те, которых не было. И что они прошли и выучили то, чего не проходили и не выучили — чего я по молодости не сразу осознала. Но мне убедительно объяснили.

Нет, что-то я, конечно, заставляла их записывать, что-то потихоньку решать, объясняла… задавала какие-то понятные им задачи. Как-то существовала. В основном они, конечно тихо (или не тихо) бездельничали, что не шло на пользу ни им, ни мне. Например, они разрисовывали парты, а меня за это гнобила завучиха. «Раз они рисуют, значит им нечего делать на уроке» — бранилась она. Конечно нечего — ведь им вчера сказали, что будет труд, а сегодня вдруг поставили математику. Тетрадей и учебников у них, естественно, с собой нет — я им что-то рассказываю, а они парты пачкают… Так продолжалось до тех пор, пока проверяющий из городского управления не заглянул в ее собственный кабинет, где и обнаружил на парте рельефно вырезанное ножичком высокохудожественное панно, в мелких деталях изображавшее половой акт между вороной и обезьяной. Был шумный скандал, но от меня она отцепилась.

Как-то я наткнулась на пачку проверенных контрольных по физике. Физик тоже попал туда по распределению, молодой, неглупый. Тема контрольной была — путь и перемещение. Я представила себе, сколько раз он объяснял им разницу, толковал — что такое путь и чем он отличается от перемещения. Во всех листках без исключения было слово в слово одинаково написано: путь — это когда кто-то куда-то идет, а перемещение это например с места на место передвинули стуло. Вот так вот это стуло и фигурировало решительно во всех контрольных…

Иногда к нам заглядывали родители и спрашивали, как дела. Желание пожаловаться на отдельных дебоширов и нарушителей у меня было — хулиганили они изрядно. Но сила этого желания была пропорциональна квадрату расстояния до родителя — от них настолько благоухало сивушными маслами, что когда они приближались, хотелось запустить в них соленым огурцом и убежать. А не вести педагогические беседы. Или не поймет ничего этот родитель, или поймет да еще убьет парнишку… некому было жаловаться.

Вот так мы с ними год и мучались, как-то существовали, как-то мирились. Им нужна была тройка в табеле, мне — отработать и уйти. Больше я педагогом не работала, и это счастье и для меня и для человечества. _____________________________________________________________________ Примечание для особо горячих голов: это не диссертация по состоянию профтехобразования в СССР, здесь говорится об одном отдельно взятом слесарном ПТУ конкретно в 1980 году. Если у кого-то все было иначе и он точно знает, что было не так и как именно не так — пишите заметочки, пишите, мы почитаем.

Из множества маленьких фрагментиков и складывается большая мозаика истории.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 22:21 11.06.2019 Best-copywriter.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как быстро привести дом в порядок? Заведите кошку!

Как быстро привести дом в порядок? Заведите к...


Нет, роль домработницы кошка, конечно, выполнять не станет. Но быстро научит вас самих некоторым новым «фокусам». Не успеете и оглянуться, как в совершенстве освоите следующие приёмы&helli...


Сумерки, Новолуние, Затмение, Рассвет - книги Стефани Майер.

Сумерки, Новолуние, Затмение, Рассвет - книги...


Влюбиться в вампира...Это страшно?Это романтично...Это прекрасно и мучительно...Но это не может кончиться добром - особенно в вечном противостоянии вампирских кланов, где малейшее отличие от окружающи...


Вкусные рецепты: Пирожки с грудинкой, Очень яблочная кофейная шарлотка., Жареное мороженое

Вкусные рецепты: Пирожки с грудинкой, Очень я...


Пирожки с грудинкойТесто приготовить безопарным спообом. Для фарша грудинку очистить от кожи, нарезать мелкими кубиками, поджарить с рубленным луком. Добавить кто любит чёрный молотый перец и перемеша...


Плюсы и Минусы Гдз и Решебников

Плюсы и Минусы Гдз и Решебников


В этой статье я хочу рассмотреть насущную проблему для каждого родителя, а именно положительную и отрицательную стороны решебников и ГДЗ. Начнём с положительной стороны. 1) Все мы знаем, ч...


Как сказка о Стране Оз превратилась в огромный цикл, а затем в кино?

Как сказка о Стране Оз превратилась в огромны...


Я уже писал в предыдущих статьях, что сказка Баума о Стране Оз снискала успех очень быстро. Писателю стали приходить пачки писем от детворы. А во время эпидемии детского паралича его благодарили даже...


Как джентльмены удачи воспользовались съемками фильма «Старики-разбойники»?

Как джентльмены удачи воспользовались съемкам...


7 декабря 1972 года, 35 лет назад, на большие экраны советских кинотеатров вышла кинокомедия Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Фильм ожидал успех: только за первый год проката ег...


Может заинтересовать

Подаем документы на обучение в вуз или колледж. Ка

Пора приемной комиссии в вузах и колледжах в самом разгаре, а работники этих самых комиссий уже взмылены и взвинчены до предела. Ежедневно через клавиатуры операторов проходят сотни заявлений на посту...

Пронзительная грусть проектов «Fable». В чем же он

Современный игровой мир изобилует множеством интересных проектов. Но серия «Fable»… Что-то выделяет ее среди других подобных разработок и осколком болезненно врезает в душу, заставл...

Оконные системы профилей REHAU. Основные техническ

Для производства оконных профильных систем REHAU применяется более пятидесяти химический веществ, каждое из которых имеет назначение. Это разнообразные катализаторы, пластификаторы, элементы, хранящие...

Ковры ручной работы: уникальные секреты изготовлен

Из чего сделаны ковры? Три основных материала, использующихся в ковроткачестве - овечья шерсть, натуральные шелк и хлопок. В некоторых коврах встречается также козья и верблюжья шерсть. В подавляющем ...

Что «исповедуют» жители Средиземья? Памяти Д.Р.Р.

Если нравственные ценности во «Властелине Колец» (далее — «ВК») выписаны довольно ясно и четко, то религиозный контекст данной книги до сих пор вызывает яростны...

Идеальное сочетание уроков испанского языка и саль

С 1995 года языковая школа Коста де Валенсия специализируется на обучении иностранцев испанскому языку. Эта языковая школа, расположенная в центре Валенсии, является центром, аккредитованным Институто...

Как сказки Волкова разделили судьбу сказок Баума?

В прошлый раз мы остановились на книге «Волшебник Изумрудного города» 1939-го года, когда она только появилась на свет и ещё содержала подпись «по мотивам Ф. Л. Баума». Потреб...

Форматы изображений для сайта.

Сегодня мы с Вами поговорим о различных форматах изображений используемых на web-страницах. На первый взгляд может показаться: "А что тут думать? Взял любое фото и разместил на сайте. . . " . Да дейст...

Подвесные или натяжные потолки

На сегодняшний день существует множество различных технологий отделки потолков, от таких простых, как окраска или оклейка обоями, до более сложных, о которых стоит поговорить подробно. Все чаще з...

Клён-сорняк. Бывает ли такой?

В прошлый раз мы говорили с вами о красивых и полезных клёнах, о сладком кленовом соке — весьма вероятно, побившем разок-другой рекорды сбора сока берёзового. Теперь пришло время для серьё...

О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный перечень познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск необходимой информации будет занимать у вас считанные секунды.